Медицинская газета,
5 января 1996 г.
Не допустить дискредитации реформы 678 просмотров
На территории Самарской области медицинское страхование населения осуществляется в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Им охвачено все население области.
Система ОМС введена на фоне работы лечебно-профилактических учреждений в условиях нового хозяйственного механизма, который обеспечил их готовность к работе в условиях взаиморасчетов.
Вот результаты последовательного проведения реформы: сокращено количество коек в стационарах на 5,5 тысячи, снижена потребность населения в дорогостоящей скорой медицинской помощи на 12 проц., а также уменьшилось на 13 проц. число непоказанных и еще более дорогостоящих госпитализаций. Возросла экономическая эффективность больничной койки за счет сокращения сроков диагностики и интенсификации лечения. Средняя длительность пребывания больного на койке сократилась на 7 проц. Это, в свою очередь, позволило несколько разгрузить стационары, увеличить площадь, приходящуюся на одну койку, с 4 до 5,6 кв.м, начать создание сети отделений медико-социальной помощи. Ликвидированы очереди на госпитализацию. Младенческая смертность снизилась с 19 до 12.? на 1000. Более чем в четыре раза меньше стало тех, кто удовлетворен медицинской помощью. Созданы акушерско-педиатрическо-терапевтические комплексы — основные учреждения перехода к семейной медицине. Организована переподготовка специалистов на врачей общей практики с участием специалистов Европейского экономического сообщества и фонда «Ноу-Хау» правительства Великобритании. В 1991 г. открыт медико-экономический факультет, в 1994 г. — факультет семейного врача в Самарском медуниверситете.
Одно из важнейших достижений — возросшая активность и самостоятельность медицинских учреждений в решении медицинских, организационных и хозяйственных вопросов, внедрение в создание персонала рационального экономического и технологического мышления.
Введение в 1988 г. взаиморасчетов в деятельности медицинских учреждений области практически предвосхитило Закон о медицинском страховании. Одним из обязательных, предусмотренных законодательством условий введения системы ОМС является обеспечение не снижающегося уровня бюджетного финансирования отрасли. В настоящее время наблюдается прямо противоположная тенденция: происходит сокращение бюджетного финансирования. Удельный вес расходов на здравоохранение Самарской области в расходной части бюджета области снизился с 20,7 проц. в 1991 г. до 14 проц. в 1995 г.
С учетом численности населения для обеспечения территориальной программы ОМС необходимо 1,2 трлн руб. в год в ценах на 1 апреля 1995 г. Бюджет здравоохранения области на 1995 г., утвержденный областной Думой, составлял 551 млрд руб., на днях принята поправка, и он увеличен до 872 млрд руб.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования в 1994 г. собрано 113 млрд рублей страховых взносов работодателей, в 1995 г. ежемесячный сбор их составляет 14 млрд рублей вместо 17 млрд рублей по плану. Ежемесячно платежи администраций городов и районов за неработающее население в настоящее время — 32 млрд рублей. К сожалению, эти суммы составляют лишь около 40 проц. от необходимой для сохранения исторически сложившихся объемов медицинской помощи, поскольку индексация расходов резко отстает от темпов инфляции.
Это положение усугубляется задолженностью по платежам на ОМС администраций городов и районов области, а также предприятий по уплате страховых взносов на ОМС. Сегодня она составляет 56,6 млрд рублей. Наиболее крупными неплательщиками являются АвтоВАЗ, самарский завод «Прогресс», АвтоВАЗтранс, АвтоВАЗстрой.
Отпуск цен на все виды ресурсов и регулирование заработной платы в условиях постоянного финансового дефицита привели к резкой деформации структуры расходов на оказание медицинской помощи. Если в 1991 г. удельный вес заработной платы достигал 50 проц. всех расходов здравоохранения, то в 1994 г. этот показатель за счет связанного с инфляцией роста других расходов снизился до 27 проц. Следствием этого явилось снижение уровня заработной платы работников здравоохранения по отношению к средней по народному хозяйству области с 84 проц. в 1991 г. до 53 проц. во втором квартале 1995 г.
Постоянный рост цен на товары и услуги, необходимые для организации медицинской помощи населению области, привел в настоящее время к их финансовой неустойчивости. Только за последнее полугодие себестоимость медицинских услуг в связи с повышением цен и тарифов на медикаменты, продукты питания, оборудование, ремонтные работы, услуги коммунальных, транспортных служб и связи удвоилась. В результате задолженность медицинским учреждениям по оплате уже оказанной в 1995 г. медицинской и лекарственной помощи превысила 50 млрд рублей и продолжает расти.
Постановлением главы администрации области норматив платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения с июля 1995 г. увеличен вдвое, что позволит в значительной мере улучшить финансовое положение системы медицинской помощи в области. Введение новых ставок платежей на неработающее население, более жесткая политика территориального фонда ОМС в части сбора взносов с работодателей и администраций, финансовая поддержка Федерального фонда ОМС — все это способствует возможности погасить задолженность лечебным учреждениям.
С 1 августа 1995 г. введен новый порядок оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области — раздельное финансирование первичной медико-санитарной помощи и медицинских учреждений вторичного звена оказания медицинской помощи (стационаров, санаториев, самостоятельных стоматологических поликлиник, диагностических центров), что позволит более четко разделить функции и ответственность между производителями, заказчиками и потребителями медицинских услуг.
До организации ТМО стационары области, осуществлявшие госпитализацию только 25 проц. обратившихся больных за медицинской помощью, расходовали около 4/5 бюджета, а на 75 проц. остальных больных поликлиникам доставалась только 1/5 часть бюджета. Включение экономических рычагов в деятельность учреждений здравоохранения резко изменило ситуацию. В последние годы на стационарную помощь затраты составляли 54 проц., а на амбулаторную — 46.
Однако внедрение системы ОМС, приближение медицинской помощи к населению требуют дальнейшего реформирования амбулаторно-поликлинической службы. Необходимы демонополизация крупных объединений, поликлиник, создание групповой врачебной практики, частной практики, института семейного врача, консультативных клинико-диагностических центров. То есть ТМО, выполнив свою функцию, на данном этапе становится тормозом дальнейшего развития. В связи с этим районам и городам области рекомендовано на базе упраздненных ТМО создать юридически самостоятельные больницы, диспансеры, поликлиники с детскими отделениями и женскими консультациями, диагностические центры и консультативные поликлиники. На базе поликлиник предусмотрены организация экономически самостоятельных групп врачей, занимающихся общей практикой, создание условий для работы частнопрактикующих врачей.
Для координации и осуществления организационно-методического руководства всеми медицинскими учреждениями района внутри города одной из поликлиник придается статус центральной районной с функциями органа управления здравоохранением. Главный врач этой поликлиники является главным врачом района, а в некоторых районах одновременно и заместителем главы администрации района. Подобная реорганизация сети учреждений здравоохранения не требует дополнительных средств, направлена на приближение медицинской помощи к населению и может быть осуществлена силами медицинских работников при взаимодействии с руководителями администраций районов и городов.
Наш опыт введения обязательного медицинского страхования свидетельствует о том, что оно может стать фактором стабилизации развития служб охраны здоровья, но при условии достаточного его финансирования, увеличения средних месячных ставок платежей на ОМС неработающего населения и повышения тарифов на работающих граждан, а также при активном включении механизмов реального обеспечения гарантированных государством объемов медицинской помощи населению. Непринятие срочных мер может привести к обвальному росту неплатежей, нерегулируемому сокращению рабочих мест в медицинских учреждениях и дискредитации идеи ОМС как фактора социальной защиты населения в условиях рыночных отношений.
Профессор Р.ГАЛКИН, начальник Управления здравоохранения администрации области, заслуженный врач Российской Федерации, Самара
Вся пресса за 5 января 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 сентября 2025 г.

|
|
Банковское обозрение, 26 сентября 2025 г.
Очевидное в своей неочевидности

|
|
мвд.рф, 26 сентября 2025 г.
Следственной частью ГУ МВД России по СКФО возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги по системе обязательного медицинского страхования

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В Ингушетии завели дело за мошенничество в сфере медстрахования

|
|
Парламентская газета, 26 сентября 2025 г.
Регионам предлагают дать право передачи функции частных страховых в ОМС

|
|
Интерфакс, 26 сентября 2025 г.
Четверо подозреваемых задержаны в Ингушетии по делу о хищении 120 млн рублей

|
|
Тюменская линия, 26 сентября 2025 г.
Аграрии Тюменской области застраховали 160 тысяч гектаров сельхозкультур в 2025 году

|
|
Реальное время, Казань, 26 сентября 2025 г.
Количество заявлений по европротоколу в Татарстане вошло в топ-10 регионов России

|
|
Российская газета онлайн, 26 сентября 2025 г.
Суд отказал в выплате по ОСАГО компании за столкновение двух ее автомобилей

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Доля европротокола в общем числе заявлений по ОСАГО превысила 41%

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 26 сентября 2025 г.
После катастроф в 2024 году Польша понесла рекордные потери. Они обойдутся страховому сектору в $1 млрд

|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 26 сентября 2025 г.
В Нижегородской области продажи страховых автополисов выросли на 13%

|
|
Подмосковье сегодня, 26 сентября 2025 г.
Омбудсмен Подмосковья разъяснила начисления на добровольное страхование при оплате ЖКУ

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Тарифы по страхованию урожая с господдержкой в РФ снизились за несколько лет на 48% и 17% по двум ключевым программам

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В ГД внесут законопроект о праве передавать функции частных страховых в ОМС

|
|
Авторадио, 26 сентября 2025 г.
Пожилые россияне стали чаще попадать в ДТП

|
|
Коммерсантъ, приложение, 26 сентября 2025 г.
Без водителя, но с полисом

|
|
МК в Мурманске, 26 сентября 2025 г.
В Печенгском районе суд заставил виновника ДТП вернуть страховщикам полмиллиона рублей

|
 Остальные материалы за 26 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|